Придуманные наркотики в кино и литературе: как работают и на что похожи

Если приглядеться к мировой литературе — от древних мифов до прозы наших дней — то мы обнаружим немало снадобий, зелий и напитков, обладающих удивительными свойствами. А если присмотреться к ним еще ближе, то станет ясно, что это — настоящие психотропные вещества. Некоторые из них имеют божественное происхождение и дарят возможность воспарить в горние выси и познать тайны Вселенной. Другие попроще: их принимают, чтобы оттянуться и хорошо провести время (иногда — слишком хорошо). Узнайте, какие фантастические наркотики встречаются в литературе и на экране.


Кикеон


Греческое название напитка (κυκεών) означает «смесь». Употребляли его в ходе Элевсинских мистерий, посвященных богиням плодородия Персефоне и Деметре. Благодаря напитку участникам ритуала удавалось прикоснуться к потустороннему миру, они ощущали себя наделенными божественной властью и бессмертием.

Кикеон упоминается в поэмах Гомера. В «Илиаде» раскрывается его состав: ячмень, козий сыр и прамнейское вино. В «Одиссее» волшебница Цирцея, готовя кикеон Одиссею и его спутникам, добавляет в напиток мед и колдовское зелье, чтобы осуществить свои коварные планы.

«В дом их Цирцея ввела, посадила на стулья и кресла,
Сыра, зеленого меда и ячной муки замешала
Им на прамнийском вине и в напиток подсыпала зелья,
Чтобы о милой отчизне они совершенно забыли».

Согласно мнению ученых, психоделический эффект, который вызывал кикеон, обеспечивал заражение ячменя грибами спорыньи, содержащей амиды лизергиновой кислоты. Так что Цирцея угостила Одиссея аналогом ЛСД. Волшебного зелья можно было не добавлять.


Мед поэзии


«Мед поэзии» — это не только метафорическое выражение, но и священный напиток в скандинавской мифологии. О его происхождении рассказывается в «Младшей Эдде», когда бог-скальд Браги отвечает на вопрос великана Эгира: «откуда взялось искусство, что зовется поэзией?». После заключения мира между асами и ваннами боги совершили ритуальное смешение в чаше своей слюны, из которой сделали мудрого человека по имени Квасир. Парочка злобных карликов (цвергов) заманила его к себе в гости и убила. Смешав его кровь с пчелиным медом, они изготовили в разных сосудах три напитка: Одрерир (Óðrerir, «приводящий дух в движение»), Сон (Són, «кровь») и Бодн (Boðn) — мед поэзии. Таков состав священного меда: слюна богов, кровь мудреца и, собственно, мед.

Напиток связан с экстатическими состояниями. Он упоминается в ритуалах шаманского камлания, путешествиях героев и в процессах приобщения к мудрости. В «Речах Высокого» Один, испив всего глоток меда, пророчески вещает.

В романе «Американские боги» Нила Геймана распитием меда Среда (Один) закрепляет свой союз с Тенью.

«Напиток был темно-золотистого цвета. Тень отхлебнул: довольно странная на вкус кисло-сладкая жидкость. Напиток был алкогольный, и отдушка – весьма необычная. Немного похоже на тюремную бражку, которую настаивают в мешке для мусора из смеси гнилых фруктов, хлеба, воды и сахара, но только слаще, и вкус куда более странный.

– Ну, – сказал Тень, – попробовал. Так что это такое?

– Мед, – ответил Среда. – Медовое вино. Напиток героев. Напиток богов».

Кстати, с нынешнего года выпускается серия брендированных напитков «Американские боги»: мед, сидр и пиво божественного происхождения. Слоган призывает — верить.


Cома


Ритуальный напиток индоиранцев Сома или Хаома во многом родственен меду поэзии. В важнейшем памятнике индийской литературы «Ригведы» его необыкновенным качествам посвящаются многочисленные гимны и восхваления.

«Мы выпили сому, мы стали бессмертными,
Мы пришли к свету, мы нашли богов.
Что может нам сделать теперь недоброжелательность
И что – злоба смертного, о бессмертный?»

Происхождение нектара восторга и вина бессмертия с одной стороны туманно, с другой — говорит само за себя: его появлению всегда предшествует некий Божественный Гриб. В «Ригведе» он описан как «дитя земли красного цвета без листьев, цветов и плодов, с головой, напоминающей глаз».

Обряд приготовления сомы очень сложен: Красный Гриб срывают в полнолуние, отмачивают в воде, отжимают давильными камнями и процеживают через сито, сплетенное из шерсти белой девственной овцы. Затем разбавляют водой из священного источника и смешивают с молоком и медом под чтение хвалебных гимнов.

Всю эту сложность и сакральность современные ученые сводят к тому, что древние индусы употребляли банальный мухомор или психотропный гриб Psilocybe cubensis. Но, как бы то ни было, у ритуалов, связанных с употреблением сомы, был духовный смысл. Ведические гимны описывают стремление преобразовать обычную жизнь «в чистый восторг истинного существования».

Сома появляется в антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» как наркотик в форме таблеток, с помощью которого люди «глушат» свои психологические проблемы:

«Сомы грамм — и нету драм!»

Сома не вызывает абстинентного синдрома, лишь тихо-мирно и любя убивает к 60 годам. Государство крайне рекомендует «сомоотдых – отдых от реальности, и голова с похмелья не болит потом, и не засорена никакой мифологией». Идеальный наркотик для шагающих кусков мяса, которым противопоказано думать, да и чувствовать необязательно.


Молоко плюс


Наркотик, поощряющий ультранасилие в романе Энтони Берджеса «Заводной апельсин». Алекс со своими дружками угощаются им в молочном баре Korova, где не подают алкоголь, только «молоко-плюс».

«Можно было pitt его с велосетом, дренкромом, а то и еще кое с чем из shtutshek, от которых идет тихий baldiozh, и ты минут пятнадцать чувствуешь, что сам Господь Бог со всем его святым воинством сидит у тебя в левом ботинке, а сквозь mozg проскакивают искры и фейерверки».

В экранизации романа, снятой Стэнли Кубриком, наркотик выглядит как обычное молоко. В начальной сцене персонажи сидят в баре и держат в руках стаканы невинного вида, как меленькие дети, которым сейчас принесут печенье. «Плюс» проявляет себя только при употреблении.


Черное мясо


Уильям Берроуз был наркоманом. Долгие годы он испытывал на прочность свой организм и психику, употребляя практически все, что можно. Хвалу наркотикам он при этом никогда не воздавал. Напротив, в сюрреалистическом романе «Голый завтрак» представлены картины таких ужасов и безумств, что, если бы не цензурные запреты, могла бы получиться неплохая социальная реклама: «Дети, не употребляйте наркотики». Среди веществ, описанных в романе со всем натурализмом, особое место занимает «черное мясо», обладающее, как героин, эффектом сильнейшего привыкания.

«Черное мясо — вроде разложившегося сыра, ошеломляюще вкусное и тошнотворное, поэтому едоки едят его и блюют, и едят снова, пока не падают в измождении»

Наркоманы до такой степени «подсаживаются» на вещество, что готовы даже поглощать собственную рвоту, чтобы вновь испытать кайф. «Черное мясо» — определенно самый отвратительный наркотик в фантастике.


Жидкая марихуана


«Жидкая марихуана, высший сорт», — рекомендует таксист и по совместительству дилер, доставивший наркотик на дом персонажу Кристофера Ламберта в киберпанковском триллере «Нирвана» 1997 года. В фильме остается неясным, из чего делается препарат, но поставляется он в ампулах, которые вставляют в прибор вроде шприца, а затем брызжут жидкостью в нос. Эффект от употребления тоже не совсем понятен: после него персонаж лишь загружает компьютерную игру, над которой работает. Возможно, наркотик обеспечивает более глубокое погружение в виртуальную реальность или делает терпимее настоящую.

Интересно, что в Америке с 2014 года начали выпускать напитки на основе каннабиса. Употребление травки в жидком виде считается безопаснее, чем вдыхание дыма. У напитка даже есть разные вкусы: имбирный, вишневый, лимонный и другие. Действительность обогнала киберпанк!


D


Американский фантаст Филип Дик был большим специалистом по расширению сознания. Опыт употребления ЛСД и метамфетамина не мог не проникнуть в его творчество. В позднем романе писателя «Помутнение» о буднях наркоманов появляется зловещий наркотик D, сокращенно от Death (смерть). Это мощнейший препарат, который стирает границы между галлюцинациями и реальностью, разрушая психику человека. В русскоязычном переводе наркотик получил название «С».

«С» — это бегство, бегство ваших друзей от вас, вас — от них, всех — друг от друга, это разделение, одиночество, ненависть и взаимные подозрения. «С» — это слабоумие. «С» — это смерть.


Пангалактический грызлодер


«Путеводитель для путешествующих автостопом по Галактике» дает массу полезных советов. Без него невозможно путешествовать по космосу, ведь как иначе вы узнаете, на какой планете лучше всего смешивают Всегалактический «Мозгобойный», в какую сумму вам обойдется это удовольствие, и какие благотворительные организации впоследствии возьмутся за вашу реанимацию.

А самая важная информация, которую можно узнать из путеводителя, это рецепт коктейля «Пангалактический грызлодер», изобретенный Зафодом Библброксом. Действие напитка можно описать примерно так: вам вышибают мозги кусочком лимона, в который завернут большой золотой кирпич. Представили? Прекрасно. Тогда записывайте рецепт:

«К содержимому бутылки „Крепкого духа Джанкс» прибавьте одну мерку воды из морей Сантрагинуса-5 (о эти моря Сантрагинуса! о эта сантрагинская рыба!).

Затем растворите в смеси три кубика арктурского мега-джина (предварительно хорошо охлажденного, а то бензин улетучится).

Пропустите сквозь раствор четыре литра фаллианского болотного газа, и пусть он весело булькает в память о всех счастливых автостопщиках, скончавшихся от удовольствия в болотах Фаллии.

Аккуратно влейте по ложечке благоухающий экстракт гипермяты, мускусно-сладкий и таинственный.

Бросьте зуб солнцетигра с Алгола; полюбуйтесь, как он растворяется, наполняя напиток жаром двойной звезды.

Добавьте оливку.

Выпейте, соблюдая меры безопасности".

Представляем ваш энтузиазм! Правда, на многое не рассчитывайте. Писатель Дуглас Адамс предупреждает, что существует масса экзогенных и военных соглашений, а также некоторые законы физики, которые помешают приготовить коктейль в земных условиях. Придется либо наслаждаться им в произведениях цикла "Автостопом по галактике", либо отправляться за мозговышибающим эффектом в дальний космос.


Блаженство


В сериале "Доктор Кто" во время своего посещения Новой Земли в далеком будущем Десятый Доктор и его спутница Марта Джонс обнаруживают планету почти обезлюдившей и погруженной в хаос. Они быстро выясняют причину: на черном рынке вовсю торгуют химикалиями, которые местное население называет "настроениями" (mood). Это прозрачные пластыри, которые приклеиваются за ухом и обеспечивают любой эффект, какой пожелаешь, например, забвение или счастье. Всего существуют сорок три "настроения", выбирай на вкус.

Но главной причиной катастрофы стало "настроение" под названием "Блаженство" (Bliss). Этот наркотик вызвал мгновенный эффект привыкания, а затем соединился с каким-то вирусом, передающимся по воздуху, и за семь минут убил все население, проживающее на верхних уровнях планеты. По количеству жертв "Блаженство" — самый опасный фантастический наркотик.


Пряность


Пряность или Спайс (также известный как Меланжа и Пряность Пряностей) играет огромную роль в цикле романов "Дюна" Фрэнка Герберта. Это вещество добывается только на пустынной планете Арракис, и воспроизвести его искусственно невозможно. Его употребляют в пищу, добавляют в напитки и еду. Пряность часто пахнет корицей или чем-то, приятным человеку. Вкус буквально неповторим: каждый раз он меняется. Обладает гериатрическими свойствами, тормозя процессы старения. Ей приписывают способность обострять пророческие видения. Мозговая активность при употреблении Пряности усиливается: навигаторы Космической гильдии используют ее, чтобы прокладывать самые точные маршруты и видеть все варианты исхода действий. Казалось бы, сплошные достоинства, но как говорит Пол Атрейдес:

"Это яд. Тонкий. Коварный. Незаметный. И — необратимый. Причем он не убивает — разве только, если прекратишь принимать его".

Пряность вызывает привыкание. Дополнительный побочный эффект — так называемые глаза ибада, когда белки, радужка и зрачки приобретают ярко-синий, почти светящийся цвет.


CPH4


Супер-наркотик из задорного и бестолкового фантастического боевика режиссера Люка Бессона "Люси". Вещество, случайно попавшее в организм героини Скарлетт Йоханссон, наделяет ее способностями, которые не снились Людям Х. Она одолевает всех в бою на уровне Росомахи. Начинает владеть телекинезом и телепатией, как профессор Ксавье. Феноменально умнеет, используя не 10% своего мозга, как простые смертные, а все больше с каждой экранной минутой (фильм построен на этом старом мифе). Распыляет врагов в пыль на расстоянии. Проникает сквозь время и пространство. Парит в офисном кресле, наблюдая момент Большого Взрыва. В финале эффективность деятельности ее мозга достигает 100%, и блондинка с пистолетом становится вездесущей, всеведущей, всемогущей и вечной. Что сказать — хороший трип.

А теперь пройдите тест на знание культовых антиутопий!

Фото: Punch

Комментарии