Можно ли казнить человека гуманным способом?

Смертные казни прошлого были мрачными и страшными. Изобретение инъекции положило им конец, но гуманность этого метода сегодня тоже ставят под сомнение. Существую ли более гуманные способы казни?

Его последние слова: «Я тебя люблю». Затем – мусульманская молитва. Чарльз Брукс младший, осужденный убийца, отвернулся от своей девушки и почувствовал, как смерть подкралась к нему.

Он лежал на носилках, одетый по моде 80-х годов, его рубашка была полностью расстегнута. Бруксу ввели внутривенную инъекцию, врачи стояли рядом. Он запросто мог бы показаться пациентом больницы, но последние мгновения своей жизни он провел в камере смертников в тюрьме, а не в больничной палате.

Это произошло в 1982 году: впервые в США использовали смертельную инъекцию для казни преступника. До этого наиболее распространенным видом казни был электрический стул, но сегодня его применение расценивают как пытку.

44% заключенных могли быть в сознании, когда умирали, и вероятно, чувствовать мучительную боль.

Электрический стул – настолько жестокий вид смертной казни, что порой глаза казненного выскакивали из орбит и висли на его щеках, а волосы загорались, поэтому охранники держали поблизости огнетушители.

Смертельная инъекция считалась более гуманной и технически продвинутой казнью – без криков и крови. Один из свидетелей казни Брукса сказал, что осужденный просто зевнул и что у него вздулся живот. Через несколько минут врач констатировал смерть.

С тех пор этот метод стал наиболее распространенным в штатах США, где казнь разрешена. Но не все проходит так спокойно, как может показаться. Проблема в том, что никто не проводил исследований, насколько гуманен это вид казни.

В 2005 году, когда смертельную инъекцию провели уже более тысячи раз, группа ученных во главе с хирургом Леонидасом Кониарисом решила провести свое исследование.

Они изучили документы из тюрем Вирджинии и Техаса и пришили к выводу, что 44% заключенных могли быть в сознании, когда умирали, и вероятно, чувствовать мучительную боль. Они не могли кричать или корчиться, потому что в сыворотке содержится токсин, парализующий мышцы.

Дальнейшие исследования показали, что один из компонентов, который должен был останавливать сердце, не работал. «По имеющимся данным можно сделать очень тревожный вывод, что человек умирает от удушья, – говорит Кониарис. – Это кошмарный сценарий». Хотя большая часть населения США выступает за смертную казнь, немногие считают, что она должна быть болезненной.

Сегодня с препаратами для смертельных инъекций есть проблемы. Из-за дефицита некоторых компонентов штатам приходится экспериментировать с альтернативами. В результате этого казни иногда проходят не так, как должны были. Один из осужденных скончался через два часа после ввода сыворотки. Справедливо утверждать, что этот вид казни находится сейчас в кризисе.

Есть ли более гуманные методы?

На протяжении тысячелетий казнь воспринималась как спектакль, и публика приходила насладиться им. Людей помещали в мешки с животными и топили. Или вытаскивали их легкие через разрез в спине – у человечества не было проблем с недостатком идей.

В Древней Персии был метод казни, который назывался скафизм. Человека помещали между двумя лодками так, чтобы снаружи у него торчали руки и ноги. Конечности покрывали медом и молоком, человека оставляли в таком положении, и его заживо пожирали паразиты.

Один путешественник рассказывал, как побывал в Дели, столице Индии, в XIV веке. По его словам, слонов там обучали разрубать человека пополам с помощью лезвий, прикрепленных к бивням.

Гильотина

Впрочем, поиск более гуманных способов казни начался сотни лет назад. В 1789 году, в начале Французской революции, когда парижским дворянам только начали рубить головы, была создана гильотина. После нескольких кровавых, долгих казней (порой палачу требовалось несколько ударов топором), стало очевидным, что процесс требует модернизации.

Врач Джозес-Игнас Гильотен утверждал, что казни должны быть более гуманными. Он предложил использовать гильотину: «С этим изобретением я смогу отрубить вам голову в мгновение ока, и вы даже ничего не почувствуете».

В гильотине косое лезвие подвешивалось над шеей жертвы с помощью веревки и закреплялось в деревянной раме. В конструкциях некоторых моделей были корзины для голов убитых. Из-за веса лезвия казнь на гильотине была быстрее, чем казнь топором.

Насколько это гуманно? Об этом могут рассказать лабораторные мыши. Для эксперимента их казнят с помощью миниатюрных гильотин.

Согласно исследованию 1975 года, некоторые животные остаются в сознании от девяти до 18 секунд после их обезглавливания. Эксперименты с разными животными подтвердили это. То же может быть и с человеком.

Обезглавливание есть и сейчас. Например, в Саудовской Аравии, в 2017 году 146 человек были казнены этим методом. Но наиболее распространенный способ казни сегодня – повешение.

Повешение

Есть два способа повешения: «короткое падение» и «долгое падение». Первый предполагает, что человек падает с небольшой высоты и умирает от удушья. Это мучительный способ. При «долгом падении» веревка может сломать жертве шею, и поэтому такой способ считается более гуманным. Кровяное давление падает до нуля, жертва немедленно теряет сознание, хотя остановка сердца может занять какое-то время – до 20 минут.

Проблема в том, что повешение требует точных расчетов. Голова человека может оторваться, если он упадет со слишком большой высоты, с низкой – он может умереть от удушья. «В теории метод должен работать, – говорит Меган МакКракен из Калифорнийского университета в Беркли, – но на практике происходит очень много ошибок из-за некомпетентности исполнителей».

В США последнюю казнь через повешение провели в 1996 году.

Расстрел

Расстрел, как правило, ассоциируется с военным временем, но недавно в штате Юта он был принят как запасной способ казни преступников. А в Северной Корее это и вовсе распространенная практика.

Обычно осужденного привязывают к стулу и ему на голову надевают мешок. Затем пять неизвестных человек делают залп ему в грудь. У одного человека из расстрельной команды в ружье заряжен холостой патрон – для большей анонимности.

В 1938 году этим способом казнили Джона Диринга, его признали виновным в убийстве. Диринг просил подсоединить себя к электрокардиографу во время расстрела, чтобы люди смогли понять, насколько быстро наступает смерть.

Сердце Диринга остановилось спустя 15 секунд после выстрелов. Невозможно наверняка узнать, как долго он чувствовал боль, но какую-то информацию опять-таки можно получить от грызунов. Согласно исследованию 2015 года, у крыс на 30 секунд повышалась мозговая активность после остановки сердца. Вероятно, это объясняет, почему люди, которые пережили клиническую смерть, ощущают нечто похожее на просветление.

Электрический стул

Электрический стул был создан как более гуманная альтернатива повешению. Подобно гильотине в свое время и смертельной инъекции сегодня он воспринимался как современный и цивилизованный способ смертной казни.

Все началось в 1984 году. Тогда штат Нью-Йорк поручил подготовить доклад, в котором оценивалось 34 способа убийства человека. Один авторов этой работы, зубной врач, вспомнил случай, произошедший за несколько лет до этого с пьяным рабочим в доках. Он прикоснулся к электрогенератору и немедленно скончался. Так врачу пришла идея создания электрического стула. Уже через три года устройство опробовали на убийце.

Но вскоре общественность узнала, что такой метод казни был долгим и грязным. Стулья получили клички «Отвратительная Герти» и «Жгучая Салли». Сейчас в девяти штатах США это запасной способ казни.

Азотная гипоксия

Наконец, самая новая идея. Азотная гипоксия – это замена воздуха инертным газом (например, азотом или гелием).

Этот способ стал популярным после документального фильма BBC «Как убить человека». В нем бывший член парламента от консервативной партии Майкл Портилло назвал этот метод «идеальным способом убийства».

Начнем с того, что воздух на 78% процентов состоит из азота. Этот способ на удивление быстро ведет к смерти. Исследования 1960-х показали, что добровольцы, которые дышали азотом, теряли сознание уже через 17-20 секунд. Опыты на животных показали, что они перестают дышать уже через три секунды.

Видимо, этот способ безболезненный. Тело не понимает, что ему недостаточно кислорода – оно чувствует только избыток углекислого газа, который окисляет кровь. По ощущениям это схоже на усталость после тренировки. А значит, человек не ощущает удушья.

Так на что это похоже на самом деле?

Джону Левинсону, кардиологу и пилоту из Бостона, есть что рассказать. Несколько лет назад он летел на своем самолете. На высоте семи километров, где атмосфера разряжена и пилоты используют дополнительный кислород, он оттянул край кислородной маски и попытался начать дышать.

Ни одна фармацевтическая компания не захочет, чтобы ее препараты использовались для казней

«Через 30 секунд я почувствовал себя очень странно, – говорит он. – У меня не было галлюцинаций, боли, беспорядка в голове. Я просто чувствовал себя странно. Это не было похоже на алкогольное опьянение или что-то подобное».

Левинсон хотел понять, на что похожа гипоксия, чтобы в будущем суметь распознать ее, если это потребуется. Тогда с ним в кабине находился инструктор, который мог бы безопасно посадить самолет. И несколько лет спустя во время полета с женой он почувствовал то же. Он сразу же сориентировался, нашел перегиб в кислородной трубке и расправил его.

Сейчас метод азотной гипоксии включен в качестве запасного в трех штатах США. Но не ошибка ли это?

Роберт Данэм, юрист и исполнительный директор Информационного центра по проблемам смертных приговоров, считает этой ошибкой.

«И Американская ассоциация ветеринаров, и Всемирная организация защиты животных считают, что азотная гипоксия не подходит для эвтаназии в ветеринарии, – говорит он. – Все происходит не так быстро, как считается. Кошки и собаки чувствуют приближающуюся смерть задолго до потери сознания. А чтобы усыпить свинью, требуется минимум 7 минут».

Одна из главных проблем этого метода в том, что он зависит от поведения осужденного во время казни. Если человек задержит дыхание или не будет дышать глубоко, потребуется больше времени, чтобы наступила смерть. «Я понимаю теории, согласно которым этот метод считается более гуманным, – говорит МакКракен. – Но в них все сильно отличается от того, как это происходит в камере смертников на самом деле».

По мнению Данэма, осужденным сначала будут вводить анестезию. А это ведет нас обратно к вопросам о смертельных инъекциях. Ни одна фармацевтическая компания не захочет, чтобы ее препараты использовались для казней.

«Главная проблема США в том, что она хочет избежать устрашающих последствий казни. Здесь хотят, чтобы человек был казнен, но при этом не хотят, чтобы на совести оставалось жестокое убийство. И в этом главное противоречие, – считает Данэм. – Когда речь идет о смертной казни, она по своей природе не может быть гуманной».

Оригинал статьи

Фото: bbc.com

Комментарии