Много учиться – вредно или полезно? Объясняют психологи

В этом материале – о том, что такое сверхобучение, как правильно работать, учиться и осваивать полезные навыки. Повторение – это хорошо, но есть свои нюансы.

Материал публикуется с сокращениями. Вот оригинал.

В музыке есть звукоряд. В джиу-джитсу приемы. Как бы это не называли, чтобы стать мастером, нужно отработать навык до профессионального уровня. Нужно практиковать свободный бросок даже после того, как вы перестали промахиваться. Нужно играть одну и ту же песню раз за разом, даже если не было ни одной ошибки.

Это называется сверхобучением. Nature Neuroscience в недавнем исследовании предположили, что сверхобучение может улучшить производительность, из-за того, что изменяет уровень нейромедиаторов глутамата (химическое вещество, делает мозг более пластичный и восприимчивым к обучению) в мозге.

Чтобы понять, как сверхобучение влияет на наши способности, ученые разделили подопытных на две группы и провели серию упражнений зрительного обучения по фильтрам Габора.

Перезапись пленки

В ходе эксперимента участников попросили следить за тем, когда на экране появляется полосатый узор. Затем два изображения быстро сменяли друг друга. Они выглядели как помехи на старом телевизоре, но только на одном из них был полосатый узор, который было сложно заметить.

Обычно требовалось около 20 минут практики, чтобы участники начали распознавать рисунок с полосками. Во втором упражнении полосы были расположены под другим углом.

В первой группе участники заканчивали заниматься, как только переставали показывать улучшения. Обычно это происходило на восьмом блоке обучения. После получасового перерыва они занимались по второму заданию.

На следующий день участники проходили пост-тест, где хорошо справлялись со вторым заданием (тем, которое делали последним). Первое задание они проваливали. Результаты получились такими, как если бы они не тренировались вообще.

Фильтры Габора, аналогичные тем, что были в эксперименте:

«Когда мы прекращаем учиться новому навыку, как только его освоили, область мозга, связанная с этим навыком, остается пластичной», – объясняет автор исследования Такео Ватанабе, профессор когнитивных, лингвистических и психологических наук в университете Брауна.

Мозг обладает нейропластичностью, то есть создает связи между нейронами – так он приспосабливается к изучению новых задач. Исследование Ватанабе показывают, что если вы прекратите тренировку навыка сразу после того, как им овладеете, мозг по-прежнему будет в пластичном состоянии. Если вы сразу же приступите к следующей задаче, мозг «перезапишет пленку», то есть заменит первый навык вторым. В результате получится, будто бы вы вообще его не изучали.

«Это называется ретроградным вмешательством», – говорит Ватанабе, подчеркивая, что об этой проблеме известно уже давно.

Лишние 20 минут

Вторая группа испытуемых из этого же исследования «переучилась». Они продолжали практиковать навык еще 8 блоков после достижения точки «компетенции» (в этой точке они показывали свой лучший результат), то есть в общей сложности прошла группа 16 блоков.

Когда мы прекращаем учиться новому навыку, как только его освоили, область мозга, связанная с этим навыком, остается пластичной

Те, кто прошел сверхобучение, справились с первым заданием гораздо лучше, чем участники первой группы. Оказалось, что лишние 20 минут на отработку уже освоенного навыка приводят к долгосрочному улучшению. Дело в том, что второе задание не накладывается на первое, но у такого преимущества своя цена.

«Обратная сторона медали в том, что обучение второму заданию идет уже не так хорошо», – поясняет Роберт Голдстоун, профессор по изучению мозга в университете Индианы.

Первая группа, которая не совершенствовалась, справилась лучше со вторым заданием. Но суммарно их улучшения по двум заданиям оказались ниже, чем у «переучившейся» группы. Другими словами, группа со сверхобучением выполнила первую задачу намного лучше первой группы, а вторую задачу – уже не так хорошо. Первая группа в итоге выучила только второе задание, хотя и занималась по обоим.

Химия – царица наук

Чтобы понять причину таких результатов, Ватанабе и его коллеги обратились к магнитно-резонансной спектроскопии (МРС).

МРС отслеживает химические вещества, такие как углерод и азот, которые присутствуют в нейротрансмиттерах мозга. Это позволяет исследователям выявить, какие активные химические вещества есть в мозге.

Используя спектроскопию, ученые повторили эксперимент, но с двумя изменениями. Во-первых, две группы занимались без второй тренировки. Во-вторых, исследователи просканировали мозг участников на МРС-машине перед первым тестом и тренировкой, а затем сделали скан мозга через полчаса и через 3,5 часа после тренировки. Пост-тест также провели на второй день.

Ватанабе обнаружил, что при обычном обучении в мозге более высокий уровень возбуждающегося нейромедиатора глутамата. Глутамат – это химическое вещество, которое делает мозг более пластичный и восприимчивым к обучению. Но сверхобучение уменьшает количество глутамата и увеличивает количество гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), вещества, стабилизирующего мозг.

«Если сверхобучаться какому-то навыку, состояние мозга очень быстро перейдет от пластичного к стабильному», – рассказывает Ватанабе. Значит, у мозга будет больше времени, чтобы зафиксировать навык.

Если вы учитель и хотите убедиться, что ваши ученики усвоили тему, занимаетесь самообразованием или просто осваиваете какой-то навык, прежде чем переходить к следующей теме, нужно еще раз закрепить первую и потом начинать более сложную.

Не только повторение

Но нельзя ставить все на одну карту. Согласно ряду исследований, знания от сверхобучения могут выветриться всего за 4 недели. Сверхобучение нужно сочетать с другими методами, например, с дистанционным обучением или смешиванием тем.

Если сверхобучаться какому-то навыку, состояние мозга очень быстро перейдет от пластичного к стабильному

«Я считаю, что сверхобучение может добавить скорости обучаемости, повысить реакцию, позволить выполнять задание, когда есть два параллельных процесса, то есть когда вы делаете что-то еще или когда устали», – говорит Голдстоун.

Так что, если вы хирург, который работает под давлением между жизнью и смертью, или истощенный защитник футбольной команды, который должен перезватить пас, сверхобучение поможет. Остальным нужно сочетать его с другими техниками обучения.

Читайте также: Какой язык сложнее всего выучить? Методика дипломатов

Фото: www.popsci.com

Комментарии